smoliarm: (Default)
[personal profile] smoliarm
Originally posted by [livejournal.com profile] mi3ch at простой искусствовед


Роза Антония Мария Валлан была обычным французским искусствоведом. В 1932 году она на добровольных началах приступила к изучению коллекции Национальной галереи Жё-де-Пом в Тюильри. После начала войны она становится хранителем музея Жё-де-Пом. Так получилось, что именно этот музей немцы выбрали в качестве транзитного пункта для перемещаемых художественных ценностей. Все ценности ограбленных музеев и частных коллекций Европы стекались сюда, как на центральный склад. А уже потом распределялись и отправлялись по соответствующим адресам в Германии.

Роза Валлан начала тайно регистрировать максимально возможное количество произведений искусства, отправляющихся в Германию. В течение четырех лет она тщательно записывала, откуда они пришли, к какому нацистскому бонзе направляются, когда именно и каким транспортом. Валлан заполняла сотни карточек, получая сведения из различных документов (она свободно владела немецким языком) или из разговоров немецких офицеров и чиновников.

Всю полученную информацию она, рискуя жизнью, передавала в Сопротивление с тем, чтобы ни в коем случае не были взорваны транспорты, в которых находились произведения искусства. За четыре года Роза Валлан собрала и передала сведения о более, чем 20 тысячах художественных ценностей. С осени 1944 она информирует также и союзников с целью недопущения бомбардировок тех объектов, где, по её сведениям, хранятся украденные ценности. Одним из тех, кто сотрудничал с Розой Валлан, был лейтенант американской армии Джеймс Роример, будущий директор музея Метрополитен. Данные, собранные Розой Валлан, помогли впоследствии найти и вернуть большое число произведений искусства.

После войны Роза Валлан работает в Комиссии по реституции художественных ценностей. Она отправляется в Германию в звании капитана 1-й французской армии. Здесь Роза Валлан выступает свидетелем на Нюрнбергском процессе, принимает участие в возвращении произведений искусства, а также помогает в восстановлении немецких музеев.

За свои заслуги Валлан получила орден Почетного легиона Франции и медаль Сопротивления. Она также была принята в командоры ордена Искусств и литературы, став одной из самых титулованных женщин Франции. Несмотря на все титулы и медали, Роза Валлан так никогда и не добилась во Франции ни славы, ни широкого признания. Отчасти это объяснялось ее социальным статусом: скромная женщина, выросшая в маленьком городе, она работала в области, в которой преобладали мужчины-аристократы. Но еще важнее было другое. Она рисковала жизнью, чтобы спасти от уничтожения и вернуть людям десятки тысяч произведений искусства, для чего она активно сотрудничала с американцами. Для многих французов это звучало почти непатриотично. Современников начала раздражать ее неутомимость в преследовании нацистов и розыске украденных произведений искусства. В то время многие были бы рады забыть ужасы войны; но Роза ничего не забывала и никого не оставляла в покое. Роза Валлан была обречена на роль вечного изгоя.

via
via

Date: 2016-10-03 06:52 pm (UTC)
From: [identity profile] Владимир Шаталов (from livejournal.com)
Всегда с огромным интересом читаю Ваш блог.

Маленькая ремарка.
Париж, всегда, ещё до революции очень привлекал большевиков. Именно под Парижем — в Лонжюмо была известная партийная школа, созданная Лениным.
Во Франции, естественно, было немало сторонников Октябрьской революции и французское представительство в Коминтерне было САМЫМ многочисленным.

Гитлер начал войну и захватил почти всю Францию, но Советский Союз был союзником Германии, а потому все французские коммунисты получили приказ — помогать немецким войскам.
Но через два года, после вероломного нападения гитлеровских войск на СССР -коммунисты франции получили приказ бороться с немцами, и благодаря своей многочисленности, составили существенную часть движения сопротивления.
Кроме самих французов, по понятным причинам там было много европейских евреев, русских из СССР (вывезенных на работу в Германию и сбежавших оттуда), и конечно некоторые русские эмигранты.

Дело было не в том, что «сражающаяся Франция» отвлекала совсем небольшую часть немецких сил в Африке, а на восточном фронте воевала имевшая чисто символическое значение французская эскадрилья «Нормандия-Неман».

Важнее другое.
В последствии, хотелки генерала де Голля были полностью и блестяще использованы Сталиным.
Генерал де Голль настаивал на том, что он единственный руководитель борьбы французов с немецкой оккупацией, но и претендовал после победы союзников над Германией, на руководящую роль во Франции. Но ещё пытался утвердить в Англии и США представление о том, что он и его отряды и правительство в Алжире — это и есть вся Франция.

Между тем, оккупированная после капитуляции Франция была важнейшим союзником Германии.
Вся мощная военная промышленность - полностью работала на Германию, правительство Виши к тому же послушно посылало на работу в Германию сотни тысяч французов, и выдавало немцам всех найденных евреев. Спаслись немногие.
Лишь благодаря Сталину, Франция превратилась в союзника антигитлеровской коалиции.

..об майском восстании 1968 года в Париже, конечно, французы не могут забыть, но предпочитают об этом поменьше писать, в самой Франции.
И Советском Союзе, который к этому имел самое непосредственное отношение!

И вообще, во Франции, за коммунистов всегда голосовало в десять раз больше, чем в западной европе, после войны, ФКП стала (с помощью де Голля) самой мощной в стране партией.
Аж до самого краха СССР - Париж был в «красном кольце» коммунистических муниципалитетов.

К чему это всё написал?
Мне кажется, в том числе и поэтому, великолепная Роза Валлан так и не добилась во Франции ни славы, ни широкого национального признания.
Очень многие французы рады были, чтоб побыстрее забыть своё грязное прошлое, теперь по известным нам причинам.

Памяти мужественной Розы Валлан.

Date: 2016-10-03 06:57 pm (UTC)
From: [identity profile] petr gotsky (from livejournal.com)
Интересно, найдутся ли в московских музеях такие же бесстрашные искусствоведы, которые зафиксируют все то что Москва украла у своих оккупированных колоний, а теперь крадет полотна Айвазовского в оккупированном ею украинском Крыму или это риторический вопрос?

Date: 2016-10-03 10:07 pm (UTC)
From: [identity profile] smoliarm.livejournal.com
А почему нет?
Достойные и смелые люди есть везде - их просто немного.

И кстати, на мой субъективный взгляд - среди искусствоведов и *музейных крыс* смелых людей - не меньше, чем среди десантников :)

Profile

smoliarm: (Default)
smoliarm

July 2017

S M T W T F S
      1
2 3 45678
9101112131415
1617181920 2122
23242526272829
3031     

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Aug. 22nd, 2017 10:23 pm
Powered by Dreamwidth Studios