smoliarm: (Default)
[personal profile] smoliarm
или
НОВОЕ СЛОВО В РАКЕТОСТОЕНИИ


Это Петер Бек (Peter Beck), основатель и CEO компании Rocket Lab. И их новая ракета, "Электрон".
Это не макет, это настоящая ракета, точнее - test article, её подвергали разным испытаниям, и если она успешно пройдёт последний - static fire test -
то именно она будет запущена в первый полёт (тоже тестовый :)
А *новое слово* - это не совсем слово, это символ - веточка кивианы на борту этой ракеты. На следующем снимке её получше видно:


Кивиана - это символ Новой Зеландии, вполне официальный - присутсвует на её гербе.

А на ракете веточка кивианы нарисована потому, что компания Rocket Lab - новозеландская, и ракета сконструирована и построена в Новой Зеландии.
Небольшое замечание в сторону (ворчливое) - компания Rocket Lab представляет пример того, что и в английской вики бывают ошибки: там сказано,
что это американская компания с новозеландской subsidary. На самом деле всё немножко наоборот - это компания изначально новозеландская,
а недавно она открыла свой филиал в Штатах.

Компания Rocket Lab существует уже давно, с начала нулевых, и занимается она изготовлением и запуском т.н. "sounding rockets" -
ракет для стратосферных и суборбитальных пусков. Например, для метеозондов - в островном королевстве, расположенном в отнюдь не тихой части
Тихого Океана - это очень даже востребованный сервис. О чём говорит коллекция их ракет - на первых двух снимках на заднем плане.

А примерно год назад они объявили о своих планах выйти на рынок коммерческих запусков - но уже орбитальных,



Теперь немного о ракете. Rocket Lab начала работать над проектом не год назад, и не два - но, всё-таки, не так давно. Во всяком случае -
в те времена, когда Falcon компании SpaceX уже летал. И это заметно по результату - не мудрствуя лукаво,
Rocket Lab позаимствовала у них - многое :)
В первую очередь - концепцию: свою ракету они сконструировали и изготавливают сами: несущая конструкция, баки, двигатели, критичная электроника -
всё своё. Причём основной конструкторский акцент сделан на простоте, технологичности и надёжности. Рекорды они не ставят, а больше заботятся
об экономичности. По общей архитектуре тоже многое похоже: первая ступень оснащена девятью двигателями, которые организованы в такой же
"octaweb", что и у Falcon-9. И двигатель второй ступени унифицирован с двигателями первой.
Но есть и существенные отличия.
Вся ракета - корпус, баки, обтекатель - сделана из композита. Поэтому пустой "Электрон" весит как Мини-Купер.
Двигатели Электрона - их назвали "Резерфорд" - практически целиком напечатаны на 3D-принтере.
Но это не единственная *изюминка*.
Это керосин-кислородные двигатели с тягой более 1.5 тонн силы - каждый. Ракетные двигатели такого калибра уже требуют турбины для подачи
компонентов топлива; давление в камере сгорания настолько велико, что никакой другой способ подачи не годится. На обычных двигателях эти
турбины работают от того же топлива - либо по принципу "gas generator", либо  "preburner"  (есть ещё "expander", но сейчас это уже редкость).
Так вот, на "Электроне" турбины двигателей - электрические, и запитаны они от литиевых батарей.
И эта деталь делает их совершенно уникальными.


Поскольку тут уже были дискуссии со скептиками литиевых аккумуляторов, специально подчеркну два момента:
Первое: турбины Резерфордов запитаны от литиевых батарей, а не от литиевых аккумуляторов, - есть разница.


И второе: Двигатели уже прошли испытания на полный цикл - и design qualification, и production tests.


А это довольно характерный кадр - Breaking the Ground - все начальники и боссы собрались вместе и копают первую яму
под фундамент будущей пусковой площадки. Кстати, с этой пусковой площадкой Rocket Lab не повезло:
экологи устроили им неприятности, и теперь их космодром (с существенным запозданием) достраивается в другом месте.


И напоследок - наглядный пример - что такое *композит*, и насколько он легче алюминия.


Ну вот, вроде всё.
Осталось нажать "Save Entry"
и ждать очередной порции комментов "Не полетит никогда!" и "Это всё распил государственных средств и обман инвесторов!"
:)


Page 1 of 7 << [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] >>

Date: 2016-07-23 07:53 pm (UTC)
From: [identity profile] beriya-flesk.livejournal.com
говно какое то ебаное! ни то что не полетит а ваще не взлетит, сохраните еба

Date: 2016-07-23 08:02 pm (UTC)
From: [identity profile] smoliarm.livejournal.com
вот и первая ласточка.
и какой содержательный комментарий :)
Непонятно только последнее - "сохраните еба" - что сохранять?
и какого еба?

Date: 2016-07-23 08:08 pm (UTC)
From: [identity profile] gray-bird.livejournal.com
Поражает воображение, то что 3D печать достигла вменяемых прочностных показателей сопоставимых с традиционной металлообработкой.
Я до последнего в это не верю!

Date: 2016-07-23 08:25 pm (UTC)
From: [identity profile] egh0st.livejournal.com
отсуствие газ-генератора и прочего -- существенный бонус.

правда врядли это подойдет пока что для более-менее мощных движков, но для такой мелочи скорее идеально (уж очень любят эти ТНА взрываться).

Date: 2016-07-23 08:26 pm (UTC)
From: [identity profile] smoliarm.livejournal.com
Насколько я знаю, на Мерлинах турбины печатают на 3D уже довольно давно. И SuperDraco тоже - там сам двигатель.

Дело в том, что 3D технологий много, они очень разные, и некоторые позволяют получать результат как раз очень высокими прочностными характеристиками.
Но в ракетных двигателях во главу угла ставится совсем другое.
В камере сгорания, скажем, давление в несколько десятков атмосфер. И это не есть что-то запредельное, отнюдь, прочностные характеристики тут нужны самые обычные. А вот требования к термостойкости, к теплопроводности, а главное - к равномерности этих характеристик - они очень высокие. Именно тут 3D технологии дают очень высокий эффект.

Date: 2016-07-23 08:27 pm (UTC)
From: [identity profile] igor-piterskiy.livejournal.com
"Rocket Lab, like Beck himself, did originate in New Zealand. Only after the Electron program began did it become a U.S. company with a New Zealand subsidiary."

http://www.spaceflightinsider.com/missions/commercial/rocket-lab-electron-rutherford-peter-beck-started-first-place/

Date: 2016-07-23 08:29 pm (UTC)
From: [identity profile] smoliarm.livejournal.com
Полторы тонны тяги - это не такая уж мелочь :)
Для первой ступени - да, а вот для разгонного блока - как раз то, что надо.

Date: 2016-07-23 08:33 pm (UTC)
From: [identity profile] satyavrata.livejournal.com
несть числа долбоебам под луной ...

Date: 2016-07-23 08:34 pm (UTC)
From: [identity profile] egh0st.livejournal.com
в сравнении с чуваком ракета вообще мелочью выглядит на фотке.

по справке из вики -- 150-500кг пейлоада на орбиту. Это да, больше наноракета для наноспутников :)


Date: 2016-07-23 08:34 pm (UTC)
From: [identity profile] satyavrata.livejournal.com
давление в несколько десятков атмосфер

усе понятно

Date: 2016-07-23 08:41 pm (UTC)
From: [identity profile] igor-piterskiy.livejournal.com
Да, ты - отличный пример!

Date: 2016-07-23 08:43 pm (UTC)
From: [identity profile] igor-piterskiy.livejournal.com
И что? Заказчики на такие запуски есть. Прогресс - спутники мельчают.

Date: 2016-07-23 08:59 pm (UTC)
From: [identity profile] smoliarm.livejournal.com
По грузоподъёмности она относится к тому же классу, что и Pegasus XL - у которого было, кстати, более 40 запусков. Причём именно спрос на запуски микро-спутников СТРЕМИТЕЛЬНО растет в последние годы.

Date: 2016-07-23 09:00 pm (UTC)
From: [identity profile] smoliarm.livejournal.com
Это хорошо, когда понятно :)
уточните - что "усе".

Date: 2016-07-23 09:03 pm (UTC)
From: [identity profile] smoliarm.livejournal.com
О, спасибо. Надо бы подсказать эту ссылку авторам статьи в английской вики.

Date: 2016-07-23 09:04 pm (UTC)
From: [identity profile] smoliarm.livejournal.com
Пожалуйста, придерживайтесь академической лексики у меня в журнале.
Будьте так любезны :)

Date: 2016-07-23 09:08 pm (UTC)
From: [identity profile] satyavrata.livejournal.com
игор, я так рад, что от тебя отличаюсь, что даже кушать не могу.

Date: 2016-07-23 09:08 pm (UTC)
From: [identity profile] corbulon.livejournal.com
Поправлю термин на более точный: жаропрочность, хотя и жаропрочность не одна характеристика, а несколько.

Date: 2016-07-23 09:10 pm (UTC)
From: [identity profile] satyavrata.livejournal.com
например то, что русский язык и ты - совсем не друзья. что уж про космические технологии говорить.

Date: 2016-07-23 09:11 pm (UTC)
From: [identity profile] smoliarm.livejournal.com
Пожалуйста, разбирайтесь со своими радостями не здесь. Спасибо.

Date: 2016-07-23 09:12 pm (UTC)
From: [identity profile] igor-piterskiy.livejournal.com
Так они правы, в данный момент головная компания - американская. Видимо, сподручнее для бизнеса. Кстати, пишут, что и ракеты хотят из Штатов запускать для удобства некоторых заказчиков.

Date: 2016-07-23 09:15 pm (UTC)
From: [identity profile] smoliarm.livejournal.com
Верно, согласен.
Но - УВЫ - и химическую термостойкость туда тоже приходится добавлять.

Date: 2016-07-23 09:16 pm (UTC)
From: [identity profile] satyavrata.livejournal.com
я бы рад, но по мощам и елей.

Date: 2016-07-23 09:18 pm (UTC)
From: [identity profile] corbulon.livejournal.com
А что-нибудь известно о материале для камеры сгорания, который они используют?
Его рабочая температура ключевая характеристика даигателя.

Date: 2016-07-23 09:20 pm (UTC)
From: [identity profile] satyavrata.livejournal.com
na zdorovie
Page 1 of 7 << [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] >>

Profile

smoliarm: (Default)
smoliarm

March 2022

S M T W T F S
  12345
6789101112
1314 1516171819
20212223 24 2526
27 28293031  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 21st, 2026 04:09 am
Powered by Dreamwidth Studios