smoliarm: (Default)
[personal profile] smoliarm
или
Раз-два-три-четыре-пять, кто не спрятался, я не виноват
На сайте satflare.com можно посмотреть в реальном времени - где сейчас летит злополучный Прогресс
А ещё - там можно посмотреть, куда он прилетит. Ну - примерно.

Если кликнуть по ссылке выше, вы увидите примерно такой экран (только без красных стрелочек с цифрами - это мои пояснения).
Progress_01a.jpg
Для тех, кто никогда не видал программ трекинга спутников:
1 -- значок самого Прогресса, показывает его местоположение в реальном времени.
2 -- зона видимости (т.е. та область на Земле, где Прогресс виден над горизонтом)
3 -- Линия 3 показывает текущий виток (то, КУДА движется спутник)
4 -- Прошлый виток. Завершение текущего витка.
5 -- линии границы дня и ночи
А теперь самое интересное - две строчки на сером фоне в самом верху. Перевод верхней, №6 :
**ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: этот объект сойдёт с орбиты примерно в субботу, девятого мая 2015 в 01:07:00 по Гринвичу ± 48 часов (прогноз предоставлен Джозефом Ремизом**
Седьмая строчка:
**Кликните здесь, чтобы увидеть зоны возможного падения спутника в соответствии с этим предсказанием**
И если кликнуть, вы получите вот такую картинку:
Progress_02.jpg
Эта красивая плетенка из желто-коричневых линий - и есть зоны, где может грохнуться Прогресс. Почему так много? - потому, что указанная погрешность (±48) составляет примерно 30 витков - вот она и *накрутилась*

Карта там, естественно, масштабируемая, так что можно сделать зум:
Progress_03.jpg
Как видно, Воронеж, Саратов, Волгоград, Киев, Одесса - все участвуют в этой лотерее. Донецк тоже.

Следует добавить, что опасности тут нет - с нынешней орбиты и в нынешнем состоянии Прогресс сойдет мирно, то есть весь сгорит в верхних слоях атмосферы - вероятность того, что какие-то крупные обломки упадут на землю ничтожно мала. Так что лотерея состоит в возможности увидеть на небе яркий огненный метеор. Причём, в отличие от обычного метеора, который вспыхнет и погаснет - этот будет виден долго - минуту-другую. Так что любители загадывать желания смогут успепеть зачитать весь список.

PS: Вчера появился прогноз по падению Прогресса от НОРАД, вот, например, в Интерфаксе:
"По данным NORAD, "Прогресс" прекратит существование в 20:33 МСК 9 мая на на 186-м витке вокруг Земли. Согласно прогнозу, последние мгновения полета корабля пройдут над точкой с координатами 26,7 град. сев.ш., 63,1 град. зап.д. Данный район находится в центральной части Атлантического океана, примерно в 1600 км восточнее Кубы."

Тут никакого противоречия нет с предсказанием Дж.Ремиза - просто Интерфакс забыл указать погрешность, у прогноза от НОРАД она тоже ± 10 витков.
Так что оба прогноза вполне совпадают, второй немного точнее.


From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
Пользователь [livejournal.com profile] drugayatatiana сослался на вашу запись в своей записи «Куда упадёт Прогресс? (Хозяйке на заметку) (http://drugayatatiana.livejournal.com/88658.html)» в контексте: [...] Оригинал взят у в Куда упадёт Прогресс? (Хозяйке на заметку) [...]

Date: 2015-05-01 02:08 pm (UTC)
From: [identity profile] hyperpov.livejournal.com
По-моему, 4 - это не прошлый виток, а следующий.

Date: 2015-05-01 02:15 pm (UTC)
From: [identity profile] smoliarm.livejournal.com
Точно, вы правы. То есть, это продолжение того витка, куда он сейчас идет.

Date: 2015-05-01 04:08 pm (UTC)
From: [identity profile] in-es.livejournal.com
Уже упал? Простите, не могу сосчитать, умножить 95 часов на 80 витков от момента того поста, где вы сообщали, когда он плюхнется на Землю.

Date: 2015-05-01 04:09 pm (UTC)
From: [identity profile] in-es.livejournal.com
То есть 95 минут.

Date: 2015-05-01 04:25 pm (UTC)
From: [identity profile] smoliarm.livejournal.com
Не, ещё не упал, к девятому мая только упадёт
(deleted comment)

Date: 2015-05-01 04:23 pm (UTC)
From: [identity profile] smoliarm.livejournal.com
Челябинску - вольно.
Все, кто севернее 52°СШ - Челябинск, Уфа, Омск, Новосибирск - отдыхают в этот раз.

А вот Караганда - готовится.

Date: 2015-05-02 05:48 am (UTC)
From: [identity profile] r3po.livejournal.com
Картинка с желтыми кружевами не отражает реальной ситуации. У Прогресса орбита с сильным эксцентриситетом. Перигей орбиты у него где то в районе Атлантики - серверной Африки, так что вход в атмосферу будет в этом районе.

UPD
Фигню написал, забыл про собственное вращение Земли.
Edited Date: 2015-05-02 06:08 am (UTC)

Date: 2015-05-02 08:46 am (UTC)
From: [identity profile] hyperpov.livejournal.com
И про эксцентриситет тоже погорячились.

Date: 2015-05-02 11:47 am (UTC)
From: [identity profile] smoliarm.livejournal.com
Я сразу отвечу и вам и [livejournal.com profile] r3po, чтоб не ветвить :)

>>Картинка с желтыми кружевами не отражает реальной ситуации.
Безусловно, это сильное упрощение. Однако, там, где нет желтых линий - там Прогресс НЕ упадёт точно, в этом её плюс.

>> У Прогресса орбита с сильным эксцентриситетом.
Тут надо добавить ключевое слово - *изначально*
Как происходит деградация орбиты?
Рассмотрим простейший случай:
Орбита с сильным эксцентриситетом и с перигеем выше атмосферы. То есть, атмосферного торможения нет. Но - точно в перигее мы даём маленький тормозящий импульс - мгновенный (для простоты) и совершенно ретроградный (как и atmospheric drag). этот импульс приведет к снижению апогея и - соответственно - к снижению эксцентриситета.
Так что, чем дольше Прогресс там крутится, тем меньше эксцентриситет его орбиты.

>>И про эксцентриситет тоже погорячились.
По моему, всё-таки за 200 витков полностью эксцентриситет не исчезнет.

>>Перигей орбиты у него где то в районе Атлантики
Нет - вы уже и сами поняли, что полных координат у перигея нет, он *дрейфует*
НО --
у него ЕСТЬ - ШИРОТА.
Широта перигея примерно соответствует широте последнего включения двигателя третьей ступени. Это заявление справедливо ТОЛЬКО для простых схем выведения на орбиту - но РН Союз БЕЗ разгонного блока только такие и умеет.
Где было это последнее включение, мы не знаем - без схемы запуска. Но из условий таргетной орбиты (наклон = наклону МКС плюс синхронизация по фазе) мы можем уверенно сказать, что оно было НЕ НАД экватором. Это утверждение я оставлю без пояснений "почему так?" - тут словами очень долго, надо проекции рисовать :)

Так вот, чтобы эта картинка более соответствовала реальности, надо плетенку дать линиями переменной толщины и указать, что вероятность схода пропорциональна толщине. Линии эти будут совсем тененькие в районе экватора и самые толстые в экстремумах на севере и юге.

Примерно так :)

Date: 2015-05-02 02:24 pm (UTC)
From: [identity profile] hyperpov.livejournal.com
Полагаю, перигей еще и может постепенно смещаться вдоль орбиты при торможении. Вчера около полудня он был около "верхней" точки, примерно на 51° СШ. Сегодня не проверял.

Date: 2015-05-02 02:57 pm (UTC)
From: [identity profile] smoliarm.livejournal.com
Перигей смещается, но не сильно. А главное - финальный сход с орбиты не обязательно случается в перигее, он там более вероятен - и всё.

Сегодня параметры были такие:
Апогей: ~250
Перигей 185
Широта перигея: 47° (нисходящая ветвь)

Date: 2015-05-02 07:03 pm (UTC)
From: [identity profile] lauretka.livejournal.com
Вопрос от хозяйки! А сколько примерно миллионов долларов сгорит в верхних слоях атмосферы за 1-1.5 минуты? И правда ли, что все это великолепие покроет страховка?

Date: 2015-05-02 08:28 pm (UTC)
From: [identity profile] smoliarm.livejournal.com
>>А сколько примерно миллионов долларов сгорит в верхних слоях атмосферы за 1-1.5 минуты?
Это вопрос непростой :)
Во всяком случае, в росСМИ мелькают разные цифры - и ни одной правдоподобной я не видел.
Так что я их искать и цитировать не буду, а приведу свою оценку:
1. Нижняя оценка:
Запуск РН Союз с разгонным блоком Фрегат продают сейчас за 80 млн$
Но Фрегат гораздо проще и дешевле Прогресса, его не надо пристыковавать к станции, на нем не надо перевозить сжиженные газы и т.д. - это простой тягач.
2. Верхняя оценка:
За одно место на пилотируемый Союз - *билет на МКС* - американцы платят сейчас Роскосмосу 76 млн$.
Поскольку Союз трехместный, то цена всего запуска = 3 * 76 = 228 млн$
Правда, есть довольно серьёзные подозрения, что Роскосмос здесь дерет с американцев если не три, то полторы шкуры,
и то, что называется "fair price" (честная цена) за запуск - это порядка 170 млн$.
Но корабль Союз - он пилотируемый и возвращаемый - то есть заведомо дороже Прогресса.

Сухой остаток: Стоимость ракетоносителя Союз и корабля Прогресс лежит в пределах от 100 до 150 млн$
Заметьте, что я тут вовсе не учитываю стоимость груза.
Одно знамя победы чего стоит ...

>>И правда ли, что все это великолепие покроет страховка?
Это вопрос гораздо проще :)
ответ - нет, неправда

Date: 2015-05-02 08:36 pm (UTC)
From: [identity profile] lauretka.livejournal.com
Спасибо вам за ответ!
Получается, Роскосмос, в очередной раз в прогаре. И это в то время, когда он и так, считай, всё.

Date: 2015-05-03 06:39 am (UTC)
From: [identity profile] sergey-kovalyov.livejournal.com
Э-э-э, страховка покроет, но частично, разве нет?

(были где-то оценки, что покроет 2 млрд. рублей из 5-ти)

Date: 2015-05-03 09:52 am (UTC)
From: [identity profile] smoliarm.livejournal.com
Да, конечно.
Но вопрос был **И правда ли, что ВСЁ это великолепие покроет страховка?**
Соответственно, ответ - простое **нет**

С другой стороны, "не покроет" - не значит, что компенсации не будут вовсе.

>>...были где-то оценки, что покроет 2 млрд. рублей из 5-ти
Кстати, 5 млрд. рублей - выглядит правдоподобно, хорошо совпадает с моей нижней оценкой, 100 млн.$

Вопрос о страховке на самом деле не так прост:
В Штатах, например, категорически запрещено любым госструктурам страховать свои проекты, связанные с риском. "Страховать" - в данном случае означает пользоваться услугами ЛЮБЫХ коммерческих страховщиков. Это - противокоррупционная мера, и, насколько я знаю, и ситуация в ESA - аналогичная.
Так что все полеты НАСА (и вообще - все их проекты) - self-insured.

Date: 2015-05-03 09:45 am (UTC)
From: [identity profile] nakay.livejournal.com
Сейчас прогноз падения , в районе Чада ?

Date: 2015-05-03 09:55 am (UTC)
From: [identity profile] smoliarm.livejournal.com
Нет.
Точнее - это неграмотная интерпретация прогноза.
Сейчас можно прогнозировать только ПОЛОСУ (точнее, пояс), но никак не место.

Да, и кстати, "район Чада" можно исключить уже сейчас - и вообще ВСЕ, что южнее 30° СШ. Также, можно исключить всё, что севернее 52° СШ.
Edited Date: 2015-05-03 10:00 am (UTC)

Date: 2015-05-04 06:28 am (UTC)
From: [identity profile] nakay.livejournal.com
За сутки начал повторять предыдущие траектории полета ! интересно где можно понаблюдать, изменения высоты Прогресса ?

Date: 2015-05-04 09:15 am (UTC)
From: [identity profile] smoliarm.livejournal.com
>>За сутки начал повторять предыдущие траектории полета !
Естественно, это же расчётная картинка, они показыввают вам РАСЧЁТНОЕ положение, а не истинное. Новую эфемериду они подгружают раз в сутки, может и реже.

Наиболее свежие параметры орбиты вы можете посмотреть здесь:
http://www.n2yo.com/satellite/?s=40619#results

Там же есть и самый недавний TLE set для орбиты Прогресса.

Date: 2015-05-04 06:44 am (UTC)
From: [identity profile] nakay.livejournal.com
хотел попробовать сделать снимки через телескоп , а он как назло ночью над Одессой не пролетает (

Date: 2015-05-04 09:10 am (UTC)
From: [identity profile] smoliarm.livejournal.com
Для этого вы можете воспользоваться сайтом
http://www.n2yo.com/satellite/?s=40619#results

Там надо разобраться, как завести туда свои координаты - тогда у вас появится возможность узнать, когда этот объект над вами пройдёт и где на небе его искать.

Вот, кстати, фото Прогресса, сделанное в Бразилии, камерой Brazilian Meteor Observers Network:
Image

Хорошо видны яркие "узелки" - это результат вращения корабля.

Date: 2015-05-07 06:47 pm (UTC)
From: [identity profile] Дмитрий Накаев (from livejournal.com)
Ну что , настал момент кульминации !

Profile

smoliarm: (Default)
smoliarm

March 2022

S M T W T F S
  12345
6789101112
1314 1516171819
20212223 24 2526
27 28293031  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 3rd, 2026 08:19 pm
Powered by Dreamwidth Studios