smoliarm: (Default)
[personal profile] smoliarm
USA TODAY:
«President Obama took the rare step of canceling a state of national emergency Tuesday, revoking an executive order that provided for payments for Russian uranium under the "Megatons to Megawatts" program» – сокращённый  смысловой перевод дан в заголовке.

А суть в двух словах такая:
Этот шаг делает все ассеты и активы Росатома на территории США (и стран, имеющих с США договоры о сотрудничестве в области атомной энергетики) – уязвимыми для конфискаций по делу Юкоса.
Тем, кто хочет понять – какая тут связь? – надо сперва разобраться с некоторыми деталями перевода «Executive Order» и «State of National Emergency» – вам тогда под кат :)

Первым делом, замечание по тексту заметки в USA TODAY – там опечатка во второй фразе, во фрагменте «allowed Russia to sell 500 megatons of enriched uranium» надо заменить "megatons" на "metric tons". В мегатоннах измеряют мощность боеголовок, а количество урана – в единицах массы или веса :) В пятом абзаце та же величина названа уже правильно.

Теперь по сути:

Эта история началась более двадцати лет назад, в 1993 году – тогда США и Россия заключили договор по совместной программе "Megatons to Megawatts". Программа предусматривала продажу Россией излишков оружейного урана (высокой степени обогащения) в Америку, где этот материал затем перерабатывали в уран низко-обогащённый, т.е., в топливные элементы для атомной энергетики. Сама Россия в те времена (сразу после развала СССР) не только не имела средств на организацию такого производства у себя, но она не могла даже обеспечить соответствующую охрану – и для наработанных излишков U-235, и для снимаемых с вооружения боеголовок. Так что программа "Megatons to Megawatts" – за американские баксы – была для тогдашнего правительства РФ спасательным кругом.
Однако – тут была одна существенная проблема. Развалившийся СССР оставил России в наследство массу долгов, и выплачивать их было нечем (разворовали-с). Соответственно, на Западе было множество кредиторов, и они могли обратиться в суд за исполнительным листом – для ареста активов, принадлежащих РФ. И, скорее всего, выиграли бы. Поэтому тогда, в 93-м, сделке с Росатомом был присвоен статус «острой государственной необходимости» (это и есть смысловой перевод термина State of National Emergency), а все активы и счета Росатома получили иммунитет против конфискационных претензий.

Насколько я знаю, программа "Megatons to Megawatts" уже закончилась (по-моему, последний пакет был завершён в 2013-м году), однако на Росатом по-прежнему распространялись льготы статуса National Emergency. Тут надо добавить, что за двадцать лет действия программы "Megatons to Megawatts" Росатом сформировал очень комфортную для себя финансовую инфраструктуру в США. И сюда следует отнести НЕ только банки и счета, но и кредитную компоненту – все контракты в атомной энергетике заключаются вовсе не по простой схеме «покупатель – продавец», там всегда участвует третья сторона – кредитная компания. Просто не тот масштаб денег, чтоб «выложить на бочку», и потому всегда оформляется кредит. Фактически, Росатом сформировал для себя в США кредитно-финансовый терминал, через который проходят почти все его международные контракты.
Теперь эта комфортная инфраструктура нарушена. Именно сейчас, когда политическое напряжение Запад – РФ достигло пика, и – ещё раз – именно сейчас, когда инициирован процесс конфискации по делу Юкоса. Тут, конечно, напрашиваются параллели и логические построения – но я обойдусь без них.
Я лучше дам две недавние статьи по теме:

Reuters: «Russia building nuclear reactors - and influence - around the globe»
Опубликовано: Apr 30, 2015; Автор: Hannah Thoburn (Ханна Тобёрн)

The Federalist: «Uranium One Gives Russia A Platform To Distribute Nuclear Power»
Опубликовано: May 6, 2015; Автор: Denise C. McAllister (Дэниз МакАллистер)

Здесь я ограничусь первой статьёй. Для начала – пара цитат:

...Для России характерно наглое использование госкомпаний как инструментов политического давления. Газовые войны Путина с Украиной и Белоруссией широко освещались прессой и иногда оставляли без тепла некоторые части Европы. Однако эксплуатация Москвой других энергетических отраслей до сих пор оставалась в тени. 
Сейчас, однако, ситуация меняется, поскольку стал известен масштаб планомерных действий РФ по скупке урановых ресурсов по всему миру.

(Для тех, кому режет слух прилагательное «наглый» - предложите мне свой вариант для “has been notoriously brazen”. А пока я считаю, что мой вариант перевода если не смягченный, то академически-сдержанный :).

...На сегодняшний день Росатом имеет 29 реакторов в разных стадиях проектирования/строительства по всему миру. Это составляет разительный контраст с международными контрактами трех других лидеров атомной энергетики – Westinghouse (США), Areva (Франция) и TEPCO (Япония) – вместе взятыми. Например, последний контракт на строительство реактора за рубежом Areva заключила в 2007 году.

Ханна Тобёрн подчеркивает, что курс на завоевание мирового рынка в атомной энергетике начал формироваться в России в начале нулевых, и он имеет политическую базу.
...В отличие от природного газа и нефти, где транспортные расходы составляют существенную долю конечной цены – в атомной энергетике ничтожны и объёмы ЯТ, и сопряжённые расходы. Таким образом, именно атомная энергетика предоставляет Кремлю рычаги для политического давления – без границ, без привязки только к соседним странам и регионам.

Что касается очевидного успеха Росатома по сравнению с другими ведущими фирмами, тут Ханна выделила четыре основных причины, список этот она, по-моему, проранжировала, поэтому я перескажу их в том же порядке:


  1. Favorable financing: Здесь объединены два финансовых момента – во-первых, деятельность Росатома сильно субсидирована государством, что позволяет ему предлагать продукты и сервисы по цене фактически ниже себестоимости. Во-вторых, потенциальным покупателям предлагают кредиты на льготных условиях – от РФ. Вместе, это позволяет Росатому продавать свои реакторы по конечной цене гораздо ниже цены конкурентов.

  2. Rosatom's «Build, Own and Operate» scheme. Эта формула («строй, владей и управляй») означает, означает что построенный реактор остаётся собственностью Росатома, ему же достаются и все заботы по эксплуатации, поставке свежего ЯТ, работа с ОЯТ, подготовка персонала и многое другое. Покупатель в таком случае просто покупает у Росатома дешёвую электроэнергию. Такая схема действительно очень привлекательна – особенно для малых и/или технически отстающих стран, поскольку снимает с ник огромный пласт hi-tech забот. Однако – та же самая схема делает покупателя заложником России, она даёт мощный ценовой рычаг России – для политического давления. [От себя добавлю: прошлогодние игры с ценами на газ – и в Украину, и в Европу – наглядно показывают, сколь охотно РФ пользуется такими рычагами.]

  3. Freedom from governmental oversight. В данном случае это означает, что Росатом – без препятствий со стороны правительства РФ – заключает сделки с такими странами, с которыми контракты для Areva, Westinghouse или TEPCO невозможны – именно из-за правительственных ограничений.

  4. Deal sweeteners. – «Конфеты к контракту». Например, Вьетнам получил в комплекте к подписанному контракту с Росатомом объёмистый пакет льготных поставок разнообразного вооружения.


Дальнейший подробный анализ экономических и политических аспектов я опущу, это, по-моему, интересно только специалистам. А напоследок я отмечу ещё одну деталь – маленькую, но, на мой взгляд, важную. По структуре и стилю статья Ханны Тобёрн – это никакая не статья, а доклад. Судите сами – в начале не Introduction, а Executive summary; потом Суть Проблемы, Острота Проблемы и Рекомендуемые Действия (подчёркиваю – никаких Conclusions, вместо них – Recommended Actions). Все эти разделы вы можете карандашиком расставить в тексте статьи, строго и чётко. Далее, в этой «статье» нет объяснений терминов или комментариев по деталям (необходимых для общей – неподготовленной – публики). Текст написан не для публики, а для тех, кто в теме, для профессионалов. Тут, конечно, можно строить догадки – где и когда этот доклад был представлен, но это не суть. Суть в том, что сейчас мы уже видим результат этого доклада (или других подобных) – Президент отменил льготный режим (защищённость) для активов Росатома не территории США. И таким образом, под конфискационные иски адвокатов Юкоса теперь могут попасть – и счета Росатома в американских банках, и, главное – его высоколиквидные активы, представленные как залоговое обеспечение для займов в американских кредитных компаниях.

То есть, вывод одной фразой – похоже, что под конфискации по делу Юкоса попадут не только Газпром и Роснефть, но и Росатом.

PS:
О сворачивании сотрудничества украинского Энергоатома с Росатомом я уже писал.
Очевидно, для Росатома это были цветочки, а ягодки - только начинаются.

Date: 2015-06-01 05:49 pm (UTC)
From: [identity profile] netvalerka.livejournal.com
спасибо за инфо. полезный анализ и доклад.
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
Пользователь [livejournal.com profile] deligent сослался на вашу запись в своей записи «Президент Обама отменил поправку, позволявшую России продавать обогащённый уран в США (http://deligent.livejournal.com/13898169.html)» в контексте: [...] взят у в Президент Обама отменил поправку, позволявшую России продавать обогащённый уран в США [...]

Date: 2015-06-01 05:52 pm (UTC)
ext_659943: (Default)
From: [identity profile] kant-elz.livejournal.com
Вот кто же это всё русским присоветовал? Кто им это всё позволил? Может взять покрепче мамашу Клинтон за бока? Пусть расскажет как она этого козла на своем огороде пасла...

Date: 2015-06-01 05:58 pm (UTC)
From: [identity profile] kostyad.livejournal.com
обогащенный уран разбавляли природным на заводах России . по международным законам запрещена продажа урана где изотоп 235 более 30 проц

Date: 2015-06-01 06:03 pm (UTC)
From: [identity profile] aluminij1.livejournal.com
надеюсь американцы не испугаются и действительно надают росатому по рогам и по усам. ни каких поблажек гопоте.

офф: на похоронах Немцова я всё не мог понять: возле какого-то крошечного лысого старичка мне по пояс, толпились журналисты, словно около знаменитости. Уже потом, просматривая фото в газете, вдруг понял что энто был Кириенка. Поёжило.
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
Пользователь [livejournal.com profile] sergey_verevkin сослался на вашу запись в своей записи «ЮКОС = Роснефть + Газпром + Росатом ? (http://sergey-verevkin.livejournal.com/3404382.html)» в контексте: [...] взят у в Президент Обама отменил поправку, позволявшую России продавать обогащённый уран в США [...]
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
Пользователь [livejournal.com profile] oleg_sentia сослался на вашу запись в своей записи «Президент Обама отменил поправку, позволявшую России продавать обогащённый уран в США (http://oleg-sentia.livejournal.com/81861.html)» в контексте: [...] взят у в Президент Обама отменил поправку, позволявшую России продавать обогащённый уран в США [...]

Date: 2015-06-01 06:44 pm (UTC)
From: [identity profile] smoliarm.livejournal.com
>>обогащенный уран разбавляли природным на заводах России .
Безусловно, какую-то первичную обработку Россия проводила. Однако в сертифицированное топливо это перерабатывали уже в штатах.

>>по международным законам запрещена продажа урана где изотоп 235 более 30 проц
Я не знаю точную цифру, верю на слово. Я только добавлю, что 30% - это во много раз выше типового ЯТ :)

Date: 2015-06-01 06:45 pm (UTC)
From: [identity profile] smoliarm.livejournal.com
И вам спасибо на добром слове :)

Date: 2015-06-01 06:48 pm (UTC)
From: [identity profile] m-belskij.livejournal.com
Спасибо за перевод и анализ!

Date: 2015-06-01 07:03 pm (UTC)
From: [identity profile] smoliarm.livejournal.com
Пожалуйста :)

Date: 2015-06-01 07:23 pm (UTC)
From: [identity profile] oleg-sentia.livejournal.com
пожалуй не было у России бОльшего друга чем США, но Пуйло разругалось и с ними.

Date: 2015-06-01 07:34 pm (UTC)
From: [identity profile] kostyad.livejournal.com
30 проц это максимальное обогащение урана в реакторах на быстрых нейтронах . в обычных реакторах электростанций и реакторах в двигателях кораблей и подводных лодках обогащение урана от 5 до 15 проц . топливо для атомных электростанций естественно делали в США тк в США другой тип топлива чем в СССР и России .

Date: 2015-06-01 07:40 pm (UTC)
From: [identity profile] chicagotelecom.livejournal.com
Спасибо за аналитику. Тоже сперва не въехал в чем связь с отменой executive order и Юкосовскими делами...

Date: 2015-06-01 09:30 pm (UTC)
From: [identity profile] smoliarm.livejournal.com
Честно говоря, я про быстрые нейтроны даже и не подумал :) Мне казалось, что от этого типа реакторов энергетики отказались лет 20 назад. Сейчас глянул в вики - нет, есть ещё а РФ последние мамонты :)
А современные энергетические реакторы - о них и речь - используют ЯТ с низким обогащением, до 5 %, насколько я знаю.

Date: 2015-06-01 09:40 pm (UTC)
From: [identity profile] ligrin.livejournal.com
спасибо и от нас.
Опечатка удачная: О сворОчивании...

Date: 2015-06-01 09:41 pm (UTC)
From: [identity profile] smoliarm.livejournal.com
Ну тогда пусть будет :))

Date: 2015-06-01 10:01 pm (UTC)
From: [identity profile] kostyad.livejournal.com
нашел договор от 2001 . считается подлежащим специальному контролю уран с обогащением более 20 проц . вы правы в большинстве российских ТВЭЛ обогащение урана около 5 проц

Date: 2015-06-01 11:45 pm (UTC)
From: [identity profile] Юля xx (from livejournal.com)
Вот такое импортозамещение... И что-то мне сдается, что Хиллари не изберут следующим президентом. Или это был какой-то хитрый обамин трюк для помощи сопартийке?
Edited Date: 2015-06-01 11:46 pm (UTC)

Date: 2015-06-01 11:51 pm (UTC)
From: [identity profile] smoliarm.livejournal.com
Извините, Юля - не вижу связи, и, если честно, не совсем понимаю - о чём вы?

Date: 2015-06-02 12:03 am (UTC)
From: [identity profile] Юля xx (from livejournal.com)
Про импортозамещение или про Хиллари? Про "импортозамещение" - сарказм (государственные деньги тратятся на скидки и кредиты иностранным клиентам), а про Хиллари - много недавних статей гуглится в связи с Uranium One и Клинтонами (нелестные).
Edited Date: 2015-06-02 12:08 am (UTC)

такая вот корпорация

Date: 2015-06-02 12:05 am (UTC)
From: [identity profile] Юля xx (from livejournal.com)
"ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОРПОРАЦИИ ПО АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ "РОСАТОМ"

Статья 4. Цели деятельности Корпорации

1. Корпорация создается и действует в целях проведения государственной политики, осуществления нормативно-правового регулирования, оказания государственных услуг и управления государственным имуществом в области использования атомной энергии, развития и безопасного функционирования организаций атомного энергопромышленного и ядерного оружейного комплексов Российской Федерации, организаций, осуществляющих эксплуатацию судов атомного ледокольного флота (судов атомного технологического обслуживания, а также судов с ядерными энергетическими установками - атомных ледоколов и транспортных судов), обеспечения ядерной и радиационной безопасности, нераспространения ядерных материалов и технологий, развития атомной науки, техники и профессионального образования, осуществления международного сотрудничества в этой области."

Date: 2015-06-02 05:53 am (UTC)
From: [identity profile] sergiscorp.livejournal.com
Если не ошибаюсь, то когда ходили разговоры про "третий пакет" санкций, тогда речь шла о санкциях против Росатома. Ну, среди прочего, конечно. И среди голосов про летний саммит и санкции говорят либо про продолжение, либо про усиление. Возможно, удар готовят "с оттяжкой"?

Date: 2015-06-02 09:43 am (UTC)
From: [identity profile] smoliarm.livejournal.com
Я не особенно внимательно слежу за разговорами про новый пакет санкций - во-первых, это дипломатический язык, во-вторых - это разговоры :)
Я предпочитаю анализировать ДЕЙСТВИЯ или, ещё лучше - видимые результаты этих действий.

И, если я правильно понимаю про удар "с оттяжкой", --
Они всегда действуют *постепенно*, они в принципе избегают - намеренно - резких движений или сильных ударов. То есть, они - *закручивают гайки*, увеличивают давление постепенно.

Date: 2015-06-02 10:53 am (UTC)
From: [identity profile] sergiscorp.livejournal.com
Я в принципе тоже так предпочитаю делать - это единственно верный подход.

Тут я просто оценил такие действия ретроспективно.
Первая волна реальных экономических санкций (т.н. "второй уровень") отрезала российский нефтегаз от новых технологий (оборудования и технологий глубоководного бурения, технологии ГРП), то есть не просто ударила по текущему развитию этой отрасли, а в принципе отрезало от будущего. Таким образом, в перспективе, они вырвут из рук РФ это оружие шантажа.

После нефте-газа у РФ в качестве реального рычага влияния остается еще атом. А атом был еще год назад серьезно защищен теми же законами в США. Таким образом, вводить третий уровень тогда было не продуктивно. Зато теперь, окно возможностей отобрать и это оружие становится все больше.

Запад в отношении РФ успешно применяет технологию "миникотлов", отгрызая свободу маневра, именно так, как Путин действует в с позиции силы на территории Украины. Хотя у него это получается все хуже и хуже, а у Запада - все лучше и лучше.
Edited Date: 2015-06-02 10:55 am (UTC)

Date: 2015-06-02 11:08 am (UTC)
From: [identity profile] smoliarm.livejournal.com
Согласен вполне :)

Date: 2015-06-02 03:21 pm (UTC)
From: [identity profile] tech-spb.livejournal.com
Опять фантазии пустые. К тому же без ссылок на справочник Хопкинса. Опять лажанется автор, как с этим http://smoliarm.livejournal.com/153444.html шедевром получилось

Date: 2015-06-02 07:02 pm (UTC)
o01eg: Pino (Default)
From: [personal profile] o01eg
У Арбата это упоминалось: http://arbat.livejournal.com/841785.html
"2. Самый крутой рассказ: компания, занимающаяся добычей урана дарит пару миллионов Clinton Foundation, а инвестиционный банк приглашает Билла произнести речь, за которую платит ему полмиллиона. Госдеп дает добро на то, чтобы этой кампании дали контроль за одной пятой всей урановой добычи в США (видео внизу говорит, половиной). Но это не самое прикольное. Самое прикольное, компания Uranium One находится в собственности Росатома. И банк, который поддерживал сделку, Ренессанс Капитал, тоже Российсий. Спасибо Хиллари, Россия теперь главный добытчик урана."
И в комментариях ещё.

Date: 2015-06-02 07:21 pm (UTC)
From: [identity profile] smoliarm.livejournal.com
Да-да, я уже посмотрел, спасибо :)
Именно об Uranium One и идет речь во второй статье.
Я просто не интересовался сплетнями про Хлари и её фонды.
Этим пусть занимаются антикоррупционные структуры.

Один маленький, но важный момент:
>>...добро на то, чтобы этой кампании дали контроль за одной пятой всей урановой добычи в США
Добыча урана в США почти заморожена - они по-хозяйски экономно относятся к своим рессурсам. НО - заморожена не совсем - они замораживают совсем, а сохраняют минимальный уровень, *согревающий* - чтобы отрасль не атрофировалась совсем, чтобы не разрушалась инфраструктура. Так что 20% (или даже 50) от этого *согревающего* уровня - это совсем немного по меркам глобальной добычи урана.
Иными словами, до реального контроля над мировыми рессурсами урана Росатому далеко :)

Однако и Дениз, и Ханна совершенно правы, что бьют тревогу в своих статьях.

Date: 2015-06-02 07:26 pm (UTC)
From: [identity profile] smoliarm.livejournal.com
Все понял, спасибо. Просто по эту сторону шарика - про Хилари не особо писали :)
А вообще, если ХОТЬ ЧТО-ТО из этих слухов смогут доказать - ей кирдык. Или карачун :)

Быстрые нейтроны

Date: 2015-06-05 02:18 am (UTC)
From: [identity profile] dmitri ruban (from livejournal.com)
Вообще-то реактор на быстрых нейтронах используется в первую очередь, для переработки U-238 в ядерное горючее Pu-239. Это оттого, что медленные нейтроны поглощаются обеднённым ураном без деления, а КПД получения Pu-239 с ними довольно низок. Что касается обогащения урана, то для этого используют метод газовой диффузии.

Ну а сами реакторы на быстрых нейтронах, сложны в устройстве и эксплуатации, оттого и мало распространены

(frozen) Украина и мир.

Date: 2015-06-06 09:19 pm (UTC)
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
Пользователь [livejournal.com profile] _m_u_ сослался на вашу запись в своей записи «Украина и мир. (http://users.livejournal.com/_m_u_/1182688.html)» в контексте: [...] цветочки. Президент Обама отменил поправку, позволявшую России продавать обогащённый уран в США [...]

(frozen) Блогосфера про війну (2/2)

Date: 2015-06-08 04:06 pm (UTC)
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
Пользователь [livejournal.com profile] bytebuster463 сослался на вашу запись в своей записи «Блогосфера про війну (2/2) (http://bytebuster463.livejournal.com/3414558.html)» в контексте: [...] и ни в каком согласовании с «правилами геральдики» и Фэн-шуй не нуждается.  Цікава аналітика [...]

Profile

smoliarm: (Default)
smoliarm

March 2022

S M T W T F S
  12345
6789101112
1314 1516171819
20212223 24 2526
27 28293031  

Most Popular Tags

Page Summary

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 4th, 2026 08:14 pm
Powered by Dreamwidth Studios