smoliarm: (Default)
[personal profile] smoliarm
Александр Генис, Свободная Зона

Все – от Путина до домашней хозяйки – знают, кто воюет в Донбассе.
Все знают, кто сбил малайзийский лайнер.
Все знают, кто убил Литвиненко.
Все знают всё, но мало кто в этом признается,
потому что с секретом Полишинеля жить с собою проще,
с властью – безопасней, да и с будущим вроде бы не страшно.


Во времена нацизма немцы знали, куда исчезают евреи. Об этом не часто говорили вслух, особенно при иностранцах. У меня есть библиографическая редкость – олимпийский путеводитель по Германии 1936 года на английском языке. Из него можно многое узнать про народные танцы, национальную кухню и исторические достопримечательности, но ничего – про расовые законы. На время той Олимпиады из Берлина убрали надписи, порочащие евреев и компрометирующие власти. Судя по дневникам тех лет, многие из зарубежных гостей вернулись из фашистской Германии довольными, а не испуганными, решив, что ничего уж такого страшного в нацизме нет.

Но сами немцы знали, куда исчезают евреи. Не всем это нравилось. Ведь немецкие евреи были коллегами и соседями, учителями и учениками, хозяевами и жильцами, покупателями и продавцами. Их исчезновение отражалось на обычном ходе жизни и мешало ему. Но немцы решили, что они могут потерпеть и обойтись без евреев. И в этом состояла трагедия Германии – не власти, а народа, который знал о преступлениях своей страны, но делал вид, что не знает.

В тот день, когда нацизм рухнул, исчезли и нацисты. Они растворились в толпе нищих и обездоленных. Но мир не забыл, что немцы знали, куда исчезли евреи. Тысячи исторических исследований неопровержимо доказали, что для всех немцев – от Хайдеггера до домашней хозяйки – это был жуткий секрет Полишинеля. И за это пришлось расплачиваться тому виновному поколению, на котором лежала стигма молчания.

Недавно я прочел статью в “Нью-Йорк таймс”. Ее автор со сдержанным, как принято в этой газете, удивлением пишет, что Путин отрицает участие России в украинской войне, но, в сущности, не скрывает его.

Я думаю, потому что не от кого. Не только на Западе в этом никто не сомневается, но и на Востоке таких нет. Все – от Путина (за неимением Хайдеггера) до домашней хозяйки – знают, кто воюет в Донбассе. Все знают, кто сбил малайзийский лайнер. Все знают, кто убил Литвиненко. Все знают всё, но мало кто в этом признается, потому что с секретом Полишинеля жить с собою проще, с властью – безопасней, да и с будущим вроде бы не страшно.

Ведь такое уже было. В тот день, когда рухнул коммунизм, исчезли и коммунисты, растворившиеся в толпе возмущенных и обиженных. Но тогда их не очень и искали. В первой эйфории свободы забыли тех, кто все знал, но молчал. А потом палачей перетасовали с жертвами, как это случилось даже с Солженицыным, чтобы помешать одних отличить от других.

Однажды я прилетел в Москву на аэрофлотовском самолете, носящем имя Сахарова. Разглядев его имя на фюзеляже патриотического “Боинга”, я подумал: те, кто вставляли академику зонд для принудительного кормления, возможно, еще живут на государственной пенсии.

В тот раз нам сказали, что виноватых, в сущности, не нашлось, потому что было такое время. Но в этот раз номер не пройдет. Нет такого времени, которое обязывает людей закрывать глаза на преступления своей страны. И теперь, когда до правды – один клик на компьютере, уже нельзя будет сказать, что ты не знал, кто сражается в Донбассе, не знал, кто сбил самолет, не знал, кто вновь привел мир на порог войны.

И в этом трагедия нынешнего поколения, которому предстоит отвечать за свое липовое невежество, когда все это кончится.



Добавлю от себя маленький комментарий к последней фразе: "нынешнее поколение" - это, конечно, неточно очерченная группа.
Да, восемьдесят шесть процентов -- число липовое (и это тоже все знают :), но всё же группа гораздо шире, чем поколение.
Но это и не народ. Потому что - "Там, где пришли вожди - там не народ, а племя" (А.Мирзаян).

Date: 2015-08-05 08:12 am (UTC)
From: [identity profile] irina-avdonina.livejournal.com
Ну, как показывает история, нацисты никуда не исчезли. Они стадами бродят по странам, которые в прошлом с этим-самым нацизмом доблестно сражались. А самое забавное в том, что страна, постоянно призывающая к борьбе против нацизма, сама все больше напоминает Третий рейх, разве что без свастики и "зиги".
При всем при этом немцы давным-давно осознали преступления Третьего рейха и раскаялись в их молчаливом попустительстве. России и россиянам это не грозит. Сейчас, вспоминая о Сталине, они называют его мудрым и сильным политиком, заставившим Запад уважать и бояться СССР, и забывая о десятках миллионов жертв ГУЛАГ и ВМВ. И Путина они точно так же будут вспоминать, как мудрого и сильного правителя, объявившего войну транснациональным корпорациям и собравшего исконно русские земли.
PS По поводу свастики и "зиги" я, оказывается, ошиблась.
Вот какая замечательная картинка давеча появилась в Джанкое:
Image
Edited Date: 2015-08-05 12:07 pm (UTC)
From: [identity profile] chugaylo.livejournal.com
Наверное так и будет, если его сменщик не проведет целенаправленную кампанию по дискредитации предшественника. Покажет "золотые батоны" и т.п.

Date: 2015-08-05 09:46 am (UTC)
From: [identity profile] mo4o11.livejournal.com
Про Боинг не соглашусь. Значительная часть (больше 50% точно) искренне считают, что сбили украинцы.
Это мы с вами проверяем источники информацию на достоверность, следим за ходом расследования и т.д. Большинство же получает информацию фоном из телевизора/радио и критически ее не анализируют.

Date: 2015-08-05 10:38 am (UTC)
From: [identity profile] schekn.livejournal.com
А я вот в порядке социологического эксперимента предлагал "убеждённым" свидетелям сбития Боинга Украиной поставить любую приемлемую для них сумму денег на это их утверждение. Как вы думаете какой процент из них поостерёгся? :)

Date: 2015-08-05 11:09 am (UTC)
From: [identity profile] smoliarm.livejournal.com
>>Как вы думаете какой процент из них поостерёгся?
146%
:)

Со своей стороны могу добавить, что мне не раз приходилось слышать такое рассуждение:
**я не слежу за всеми этими сложными историями с доказательствами, опровержениями, фейками и тактико-техническими данными. Ситуация с Боингом для меня стала совершенно понятной на следующий день, после того, как категорически поменялась картина на рос-ТВ**

Надо отметить, что слышал я это от людей, прямо скажем - НЕ искушённых в криминалистике, формальной логике и дедуктивных методах. Что НЕ помешало сделать им совершенно верный вывод: само поведение РФ и росСМИ в те дни являет собой тяжкую улику против России.

Так что, по моей оценке: **искренне считают, что сбили украинцы** - гораздо меньше 50% россиян.
ГОРАЗДО меньше.

Date: 2015-08-05 06:37 pm (UTC)
From: [identity profile] mo4o11.livejournal.com
У Левады же был опрос на эту тему.
"Из тех, кто ответили что трибунал нужен, 37% + 22% считают что трибунал обвинит Украину и 12% + 8% - РФ/ДНР.
Из тех, кто ответили что трибунал не нужен, 8% + 13% считают что трибунал обвинит Украину и 45% + 15% - РФ/ДНР."
Сделаем скидку на то, что процентов 10-15 боятся честно отвечать. Все равно, больше половины опрошенных на момент опроса верила в виновность Украины. Со временем, их число будет уменьшаться (заседание совбеза должно было повлиять на тех кто смотрел).

Date: 2015-08-05 03:50 pm (UTC)
From: [identity profile] in-es.livejournal.com
Для меня было аксиомой, что в СССР все знали правду о правящей партии. Во всяком случае, среди моих знакомых не было тех, кто "искренне заблуждался".
Каково же было мое изумление, когда здесь в Израиле я на уроке фп рассказала девочке 8 лет из русскоязычной семьи краткую биографию Бетховена с той деталью, что он настолько страдал, что хотел покончить с собой. Но героически поборол и т.д.
Её мать после урока отозвала меня в сторонку и сказала, что так нельзя. Ребенку нельзя знать, что бывают самоубийства. "Вот почему мы были психически здоровы? - сказала она. - Потому что все мы знали, что живем в самой лучшей, самой гуманной стране, где все благополучно"... - тут я раскрыла рот и до сих пор его не закрыла.

Так что нам кажется, что все всё знают, а как оно там на самом деле...

Date: 2015-08-05 07:01 pm (UTC)
From: [identity profile] Юля xx (from livejournal.com)
А она знала это раньше, или знает сейчас, что она знала тогда? То что она думает сегодня может сильно отличаться от того, что она думала много лет назад.

Как я наблюдала метамарфозу с некоторыми родственниками, которые советское прошлое раньше терпеть не могли, а в последние годы вдруг начали идеализировать.

Date: 2015-08-05 07:06 pm (UTC)
From: [identity profile] in-es.livejournal.com
Насколько я поняла, она раньше вообще не думала. И сейчас вряд ли, разве только о том, как выжить в гнилом капитализме при ярких социалистических чертах.

Date: 2015-08-05 10:08 pm (UTC)
From: [identity profile] Юля xx (from livejournal.com)
"Не думать" это и есть "секрет Полишинеля", информация у меня под носом, но я не думаю об этом. Зато "знаю" то, что мне велели выучить.

Date: 2015-08-05 04:15 pm (UTC)
From: [identity profile] fedorefr.livejournal.com
Спасибо.
Кстати, исходник, сайт Свободной зоны, у меня заблокирован Ростелекомом.

Date: 2015-08-05 05:59 pm (UTC)
From: [identity profile] smoliarm.livejournal.com
У меня (пока что) нет.
Попробуйте через
https://www.proxfree.com/
или аналогичные серверы.
Есть и другие способы, тема "обход блокировки сайтов" проработана уже хорошо :)
Даже в ЖЖ много полезных постов по теме.

Date: 2015-08-05 06:34 pm (UTC)
From: [identity profile] chugaylo.livejournal.com
При всей верности посыла всё же сравнение с нацизмом здесь некорректно.
Все знают, кто воюет на Донбассе, но эти все еще и поддерживают эту войну, воспринимая её как справедливую.
То же самое с Литвиненко, которого считают предателем, перебежчиком.
Про Боинг большинство верит пропаганде, считая, что его сбили украинцы.

А даже если начнется большая война это самое большинство будет свято верить, что её разожгли американцы.

В общем, дело, на мой взгляд, безнадежное.

Date: 2015-08-05 07:20 pm (UTC)
From: [identity profile] in-es.livejournal.com
Не могли они знать, что происходит с евреями. Потому что этот ужас в нормальной человеческой голове не может уложиться. Так что простые немцы вряд ли знали, куда евреи подевались и каким образом. А благодарны Гитлеру за то, что он вывел страну из экономического и психологического кризиса, были.
Такая же манипуляция была тогда, такая же пропаганда.
Только вот теперь выбор средств информации есть все-таки. Только мало тех, кто привык думать головой.

Date: 2015-08-05 08:58 pm (UTC)
From: [identity profile] chugaylo.livejournal.com
У Томаса Манна в романе "Избранник" есть об этом, он говорит, что в глубине души мы всё всегда знаем, только не хотим себе в этом признаться. Но это, конечно, вопрос неоднозначный. Моя жена сейчас на Украине, там показывают то же самое, что и у нас, только с противоположным знаком - у нас Украина бомбит Донбасс, а у них Донбасс Украину, показывают убитых мирных жителей, разрушения, те же журналисты в касках.

Всё-таки удивительная вещь - у нас ведь никогда не любили власть, там и воры, и неумехи, законы принимают, только чтобы с простого человека содрать денег побольше и так далее, и вдруг такая любовь возникла к власти.

Date: 2015-08-05 09:01 pm (UTC)
From: [identity profile] antaresna.livejournal.com
Конечно, это художественная литература, хоть и по воспоминаниям реального человека..., но после прочтения "Книжного воришки" Зузака я внезапно поняла, что они всё-таки знали...

Date: 2015-08-05 09:00 pm (UTC)
From: [identity profile] antaresna.livejournal.com
"А потом палачей перетасовали с жертвами..."
Всё-таки рациональное зерно в действиях по нанесению отличий у главы отряда Тарантиновских «ублюдков» Альдо Рейна, которого сыграл Брэд Питт, было...

Date: 2015-08-05 10:41 pm (UTC)
From: [identity profile] smoliarm.livejournal.com
А у Тарантино всегда есть рациональное зерно...
Если б он в своих фильмах поменьше вёдер красной краски выливал, было б совсем хорошо :)

(frozen) Жуткий секрет Полишинеля

Date: 2015-08-15 06:04 pm (UTC)
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
Пользователь [livejournal.com profile] mamaja51 сослался на вашу запись в своей записи «Жуткий секрет Полишинеля (http://mamaja51.livejournal.com/40042.html)» в контексте: [...] Оригинал взят у в Жуткий секрет Полишинеля [...]

Profile

smoliarm: (Default)
smoliarm

March 2022

S M T W T F S
  12345
6789101112
1314 1516171819
20212223 24 2526
27 28293031  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 5th, 2026 05:09 pm
Powered by Dreamwidth Studios